Язык тела — язык дела

Телесность как бизнес-инструмент

Проявления нашей телесности обусловлены тем, как мы воспринимаем окружающий мир. «Можно ли иметь дело с людьми, или они опасны? Есть ли у моего бизнеса перспективы? На своей ли я позиции? Зависит ли от меня что-либо в работе?». Ответы на такие вопросы влияют на выстраивание нашего тела, на организацию движений. С другой стороны, то, каким я стал телесно, определяет способ ведения бизнеса.

Во время обучения в Лондоне практики работы с телом у нас была международная группа: немцы, британцы, голландцы, американцы, один румын и я. Программа была ориентирована на работу с корпоративным миром. Однажды на занятии нам всем – двадцати сидящим в круге ученикам – дали задание: «сейчас примите позу руководителя бизнеса в вашей стране». Дальше я наблюдала гениальную картину. Все англичане слегка выдвинули лицо и немного подались вперед грудной клеткой. Их тела буквально выражали «расскажи мне про свое предложение – мне интересно». Голландцы и немцы сели ровно. Коллега из Румынии вытянулся в струнку, взял ручку и приготовился с серьезным видом что-то записывать. Я вспомнила всех клиентов и заказчиков, с которыми работала за долгие годы. И села, закинув ногу на ногу и скрестив на груди руки с выжидательным выражением на лице. У ведущего занятия это вызвало ступор. Он спросил: «У вас что, так сидят бизнесмены? И какой при этом у них в голове монолог?». Я постаралась собрать в кучку весь свой английский, чтобы перевести посыл такой позы: «Ты ко мне пришел. Ты хочешь моих денег. Я жду, когда ты объяснишь мне, как собираешься отнять у меня бизнес. Я готов его защищать и никому не доверяю».

И вот тут возникает вопрос. Если я, топ-менеджер, вот так сижу и смотрю на мир, на своих подчиненных, на своих партнеров и клиентов, на то, как я выполняю свою работу? Какие возможности у меня открываются благодаря такому состоянию тела, а какие закрываются? Как я реагирую на резкое изменение экономической ситуации — мне хочется действовать, или я «застываю» в нерешительности? А если поступает важное деловое предложение? Или я веду сложные переговоры, в которых возникает конфликт интересов?

Телесность – это отражение нашего личного состояния. Я не пытаюсь выглядеть деловито, я ощущаю себя таким изнутри. И это формирует то, как я выгляжу снаружи. Возьмем стереотип «начальник должен быть серьезным». Прочитав об этом в книге, человек начинает ходить с каменным лицом, зажатой челюстью и в лучшем случае стучит по столу кулаком и матерится. Но только внешнее поведение не срабатывает. То же самое с идеей о том, что через рукопожатие человек должен почувствовать вашу силу. Да, так мы действительно сообщаем другому человеку много информации, в том числе, насколько мы сильны и включены в процесс работы. Однако российские предприниматели это понимают буквально и только во внешних проявлениях – едва не ломая при встрече руку.

Наши телесные паттерны – это как носки или удобное нижнее белье: «надев» их на себя, мы перестаем их замечать. Врожденная вежливость британцев проявляется и в телесности – в своих движениях они стараются не беспокоить собеседника. Французы более чувственны и в бизнес-коммуникации чуть иначе держат тело. Они любят нюансы, и когда к ним обращаешься строго «по списку», как к немцам, то происходит глобальное непонимание. Израильтяне, в силу сильной травматизации и страны, и нации, гиперактивны: громко разговаривают, очень быстро реагируют и того же ожидают от тебя. Для нас, русских, окружающий мир – место опасное по определению. У нас у всех есть телесный внутренний опыт, который мы поколениями перенимаем от людей вокруг — своих родителей и окружения. Когда мы попадаем в чуждую нам среду (особенно языковую), телесное ощущение опасности возрастает. Либо человек вообще закрывается и пытается все контролировать, либо борется при помощи агрессии.

Перенастроить себя на взаимодействие с другой культурой — еще одна телесная способность. Знания о том, как проявляются телесные паттерны помогают добиться того, что вы хотите в бизнесе – будь то заключение контракта, получение денег или восстановление отношений с партнерами.

Александра Вильвовская — о том, как успешный бизнес начинается с правильной позы.

Источник


Вам также может понравиться ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>