Сновидения и здоровье

   Многие психологи убеждены в том, что большинство заболеваний имеет под собой психосоматическую природу, то есть так или иначе связано с нашим бессознательным умом. Учитывая то, что сновидения дают один из самых легких доступов к нашей Глубинной природе, возникает вопрос:

  • Можем  ли мы предвосхищать появление недугов, интерпретируя послания нашего бессознательного через сновидения?
  • Возможно ли исцеление через сновидения?

   Многие исследователи считают, что да.

Уменьшено big_1600

Исследования Василия Касаткина

   Наш соотечественник, советский врач Василий Касаткин (1984) изучил 8000 сновидений своих пациентов для того, чтобы понять, как сновидения могли предупреждать о надвигающейся болезни. Касаткин придерживался взгляда, что сигналы начинающейся болезни порой могут быть слишком слабы для возбуждения болевых рецепторов, но достаточно сильны для того, чтобы иннервировать чувствительную оптическую область мозга, порождающую образы сновидений. Хотя предложенный механизм представляется довольно спорным, примеры, приводимые Касаткиным, впечатляют.

Согласно Касаткину, сновидения, сосредоточивающиеся на повышенном кровяном давлении, начинают появляться за два-три месяца до того, как болезнь станет явной. Для туберкулеза этот срок — два месяца, при некоторых условиях — до года и более. Один из пациентов Касаткина видел в сновидениях кровь и огонь и ощущал холод и тревогу. Медицинское обследование подтвердило предварительный диагноз Касаткина — ревматическое заболевание сердца. Мужчина, которому снилось, что он заживо погребен под обломками рухнувшего здания, впоследствии был госпитализирован из-за повышенного кровяного давления. У женщины, которой снилось, что ее зажало в узкой щели, впоследствии был диагностирован туберкулез (Krippner,1980).

Основанная на сновидениях диагностика использовалась Касаткиным для выяснения эффективности излечения от алкоголизма. Если в своих сновидениях люди продолжали употреблять спиртное, то едва ли можно было говорить об излечении. Некоторые расстройства редко проявляются в сновидениях: трудно предсказать, например, атрофию конечностей, поскольку сновидящие могут быть вполне физически активны, несмотря на надвигающуюся болезнь. Касаткин предостерегает от занятий самодиагностикой, но считает при этом, что если сновидящий работает со знающим врачом, то многие заболевания можно предотвратить либо излечить на ранних стадиях (Kasatkin, 1984).

   Источник: С.Криппнер, Д.Дилард «Сновидения и творческий подход к решению проблем».

Процессуальная психология А.Минделла

   Согласно взглядам А. Минделла, основателя процессуальной психологии, нет никакой разницы между сновидениями и телесными симптомами. И те, и другие имеют под собой один и тот же источник, и по своей сути представляют собой послание, которое наше бессознательное пытается донести до дневного сознания.

Сначала это послание проявляется на уровне флиртов (тонких досознательных переживаний, ощущений, сигналов), затем, если человек не понимает его, проявляется на уровне снов, и только затем на уровне телесных симптомов и конфликтов в отношениях. С этой точки зрения, и заболевания, и конфликты в отношениях — это проявления нашего бессознательного ума и сновидения — пограничная зона, в которой послания глубинного бессознательного проявляются до того, как проявиться в дневной реальности.

Процессуальная психология очень эффективно применяется не только при работе со сновидениями, но и при лечении заболеваний, вплоть до раковых. Многие заболевания, считающиеся неизлечимыми, в процессуальной психологии уходят через несколько сеансов работы.

   Рекомендую вам прочитать статью А.Минделла «Работа со сновидящим телом».

Исследования Хобсона и Маккарли

   В известном смысле точку зрения А.Минделла поддерживает теория Хобсона и Маккарли, хотя они и игнорируют как аномальные, так и духовные сновидения. Эти исследователи предоставляют доказательства того, что генерация нервных импульсов может влиять на двигательную систему в сновидении. Такие события, как ходьба, прогулка или бег во сне могут быть связаны с генерацией паттернов движения в стволе головного мозга. Стимуляция вестибулярных отделов может связываться в сновидениях с плаванием, полетом или вращением. Активация высших отделов мозга, имеющих отношение к таким эмоциям, как гнев или оборонительное поведение, также может порождать важный содержательный материал. Хобсон и Маккарли называют свою гипотезу активационно-синтетической, поскольку она предсказывает соответствие между частотой и интенсивностью субъективных ощущений в сновидении и степенью и интенсивностью физиологической активации мозговых структур, отвечающих за эти ощущения (Porte & Hobson, 1986).

   Источник: С.Криппнер, Д.Дилард «Сновидения и творческий подход к решению проблем».

Самоисцеление в сновидениях

   В восточных духовных традициях и шаманских культурах исцеляющие сновидения являются хорошо известным фактом. Их часто используют те, кто умеет вызывать сны на заданную тему (заказные сны). В исцеляющих снах человек чаще всего оказывается в каких-то больницах или храмовых комплексах, где с ним делают что-то, а на утро просыпается исцелившимся. Какой бы мистикой это не казалось, но и мы сами (авторы проекта) периодически такие сны используем.

Если же говорить о западной психологии, то духовные аспекты сновидений недооценивали и Фрейд, враждебно относившийся к традиционным религиям, и Адлер, который не выносил ничего, что имело бы привкус оккультного. Юнг, напротив, говорил об «исцелении душ» и о том, чтобы вести клиентов к «переживанию самости». Юнг видел в индивидуации, или достижении интеграции самости главную цель человеческой жизни. Он считал, что достижению такой цели способствуют спонтанные религиозные переживания, равно как некоторые обрядовые практики (медитация, молитва, йога) и работа со сновидениями (активное воображение, амплификация, телесно ориентированная работа со сновидящим). Юнг полагал, что о сновидении можно говорить как о порождении самости в попытке души достичь саморегуляции и самоисцеления.

Наличие в сновидении таких аспектов, как саморегуляция и самоисцеление побудило Ульмана (1983) отнестись к нему как к «естественному источнику, который недооценивается». Сновидения легкодоступны, но редко используются людьми для исцеления и развития. Ульман подметил, что прагматические социальные стандарты в индустриальных сообществах оценивают сновидения на шкале своих приоритетов весьма низко. И тем не менее сновидения продолжают своими метафорическими образами обрисовывать как наличное эмоциональное состояние сновидящего, так и приметы тех эмоциональных конфликтов, которые могут нарушать это состояние. Сновидения также могут исследовать воздействие стимулов, внедряющихся в жизнь сновидящего, и масштабы мобилизации здоровых, равно как и невротических защитных механизмов для того, чтобы справиться с этими стимулами. Развязкой оказывается усилие, предпринятое для того, чтобы открыто встретиться с возникшим напряжениям и устранить дисбаланс, вызванный тем эмоциональным материалом, который послужил причиной сновидения. Духовные ресурсы сновидящего могут содействовать решению задач, поставленных содержанием сновидения, и способствовать личностному и социальному росту и развитию человека.

   Источник: С.Криппнер, Д.Дилард «Сновидения и творческий подход к решению проблем».

Сновидческая диагностика

   В тибетской медицине и шаманской традиции сновидения часто используются для диагностики заболевания и определения методов его лечения.

В тибетском буддизме и традиции Бон считается, что и заболевания, и сновидения суть проявления нашего ума и имеют один и тот же источник (сравните с процессуальной психологией А.Минделла). Следовательно, по тому, что снится, можно определить, с какими кармическими отпечатками связано заболевание, и на какой из трех аспектов (речь, тело и ум) следует обратить внимание при лечении. Если «подбирать аналог» в современной медицине, то можно было бы сказать, что по сновидению врач определяет, какую из систем организма стоит восстанавливать в первую очередь.

В шаманской традиции шаман часто просит обратившегося к нему человека рассказать свой сон, и по тому, что и как он рассказывает, уже чувствует, что именно следует лечить и как. При этом шаман по ходу рассказа вживается в сновидение своего клиента, а не интерпретирует сновидение в рамках какой-либо рациональной теории.

 


Вам также может понравиться ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *