Духовные причины бесплодия

Teenage Problems

Во время совершения таинства венчания иерей испрашивает у Господа для новобрачных о еже податися им чадом к продолжению рода. Однако, как показывает жизнь, дети рождаются не во всех семьях. Кто-то сознательно откладывает этот счастливый момент, кого-то подводит здоровье. Но бывает и так, что при отсутствии у обоих супругов объективных признаков бесплодия, зачатие не происходит по причинам духовного характера.

ЧТО ТАКОЕ БЕСПЛОДИЕ

Бесплодие — это неспособность женщины детородного возра­ста к зачатию, а мужчины — к оплодотворению. По данным Все­мирной Организации Здравоохранения, бесплодие в современ­ном мире — проблема каждой пятой супружеской пары. В 40% случаев «виноватой» стороной оказывается женщина, еще в 45%-мужчина, остальные 15% приходятся на случаи «несовместимо­сти» супругов.

Бесплодие не является самостоятельным заболеванием. Это, скорее, следствие тех или иных отклонений в развитии организма или перенесенных болезней: врожденное недораз­витие или пороки развития половых органов наследственно­го или приобретенного характера, острые и хронические за­болевания половой сферы (в том числе венерические), заболевания других органов и систем. Часто к бесплодию приводят нарушения обменных процессов в организме (след­ствием чего могут являться ожирение, диабет и др.), гормо­нальные нарушения, голодание, недоедание, витаминная не­достаточность. Многим парам, обращающимся за помощью к врачам, удается помочь — на сегодняшний лень существуют различные программы лечения бесплодия, среди которых есть как консервативные (медикаментозные), так и хирурги­ческие методы.

Однако помимо физических причин супружеского беспло­дия, существуют и причины духовные. О них и пойдет речь.

НАКАЗАНИЕ

ЗА ГРЕХОВНУЮ ЖИЗНЬ

Причин духовного характера, препятствующих рождению ребенка, может быть много. Постараюсь перечислить основ­ные. Старец Паисий Святогорец в IV томе своих трудов, на­зываемом «Семейная жизнь», отвечает на некоторые вопро­сы, связанные с бесплодием и трудностями, возникающими с рождением детей. На вопрос, почему у тех или иных жен­щин развивается бесплодие, старец Паисий отвечает следую­щим образом:

«Некоторые бесплодные женщины не вступили в брак тог­да, когда это нужно было сделать, и поэтому сейчас по отно­шению к ним действуют духовные законы. Некоторые приве­редливые девушки начинают выбирать женихов: «Нет, этот мне не нравится, а тот мне не по вкусу». Пообещав парню выйти за него замуж, такая девушка одновременно глядит и на другого, потом говорит первому «нет», и он хочет покон­чить жизнь самоубийством. Э-э, ну какую семью создаст та­кая девушка? А есть женщины, которые бесплодны потому, что в юности они жили беспорядочной греховной жизнью. Есть и такие, причина бесплодия которых — в дурном питании, потому что многие продукты содержат в себе целую кучу хи­микатов и гормонов».

По поводу девушек, ведущих беспорядочную половую жизнь, можно заметить, что для них существует не только ду­ховная, но и медицинская предпосылка к возникновению бес­плодия. При греховно-блудном образе жизни у женщин (да и у мужчин) очень велика вероятность развития различных ин­фекций, которые могут привести к хроническим заболевани­ям половой сферы и повлечь за собой неспособность к дето­рождению. Духовная составляющая заключается в том, что Господь может попустить девушке или юноше за их желание «нагуляться» в молодости (то есть, называя веши своими име­нами, максимально удовлетворить свою похоть) наказание и не подать детей за такую развратную жизнь.

НЕГОТОВНОСТЬ ДОВЕРИТЬСЯ БОГУ

Следующая причина, которую отмечает старец Паисий: «Есть и такие супружеские пары, которые хотят иметь ребенка сразу, как только поженятся. А если рождение ребенка задерживается, то они начинают тревожиться и беспокоиться. Как же они родят ребенка, если сами полны беспокойства и душевной тревоги? Они родят ребенка тогда, когда изгонят из себя беспокойство и душевную тревогу и направят свою жизнь по правильной духов­ной колее.

Иногда Бог сознательно медлит и не лает какой-то супруже­ской паре детей. Поглядите: ведь и святым Богоотцам Иоакиму и Анне, и святым пророку Захарии и его супруге Елизавете Он дал ребенка в старости, дабы исполнить Свой предвечный план о спасении людей.

Супруги всегда должны быть готовы принять в свою жизнь волю Божию. Бог не оставляет человека, который с доверием вручает себя Ему. Мы не делаем ничего, а сколько делает для нас Бог! Со сколькой любовью и щедростью Он дает нам все! Разве есть что-то такое, что будет Богу не под силу?..

Рождение детей зависит не только от человека. Оно зависит и от Бога. Видя, что у супругов, испытывающих затруднения в связи с рождением детей, есть смирение, Бог может не только дать им ребенка, но и сделать их многодетными. Однако, видя в супругах настырность и эгоизм, Бог не исполняет их желания… Супруги должны всецело предать себя Богу. Они должны ска­зать: «Боже мой, Ты печешься о нашем благе, да будет воля Твоя (Мф. 6, 10)». В этом случае их прошение исполнится. Ведь воля Божия исполняется в том случае, когда мы говорим да будет во­ля Твоя и с доверием к Богу вверяем себя Ему. Но мы, хотя и го­ворим да будет воля Твоя, одновременно настаиваем на нашей собственной воле. Ну а что может сделать для нас Бог в этом случае?»

ЭГОИЗМ РОДИТЕЛЕЙ

Причиной бесплодия может быть также эгоизм родите­лей, когда молодая семья оттягивает рождение ребенка, рас­суждая примерно так: «Дети — это огромная забота. Сначала нам надо доучиться, встать на ноги, заработать на квартиру, построить дачу, купить машину, а уж потом и заведем ребен­ка». Заметьте: не «Бог даст ребенка», а именно «заведем», как будто ребенок — это кошка или собака. Когда Господь ви­дит такое отношение к Своему благословению на деторожде­ние, пренебрежение к заповеди «Плодитесь и размножай­тесь», то по прошествии некоторого срока, когда у семьи уже есть все — и квартира, и дача, и машина, и работа — Он не подает детей. И кроме кошек и собак такая семья «завес­ти» уже никого не может. Хотя с медицинской стороны пре­пятствий для деторождения нет.

ПРОМЫСЛ БОЖИЙ О СЕМЬЕ

Старец Паисий выделяет еще две возможные причины бес­плодия: «Многим людям Бог не дает детей для того, чтобы воз­любив детей всего мира как своих собственных, эти люди помог­ли их духовному возрождению». Старец Паисий приводит следующий пример: «Один человек не имел детей, но, когда он выходил из дома, дети из соседских домов сбегались к нему и с любовью окружали его. Они не давали ему идти на работу. Ви­дите: Бог не дал этому человеку своих детей, но Он дал ему благословение, чтобы все соседские дети любили его как отца а он помогал им духовно. Суды Божии — это бездна».

«А в других случаях Бог не дает супругам детей, чтобы пристроить какую-нибудь сирот­ку». Старей Паисий рассказывает об одном своем знакомом христианине — адвокате, чело­веке духовной жизни. Однажды старей остано­вился у него на денек погостить и познакомил­ся с его благочестивой супругой, помогающей многим бедным детям. Она пожаловалась на то, что Господь не дает ей детей, на что старей Паисий ответил с укором: «У тебя, сестра, бо­лее пятисот детей. И ты еше жалуешься? Хрис­тос видел твое благое произволение. И Он воз­даст тебе за него. Сейчас, помогая духовному возрождению стольких детей, ты являешься ма­терью лучшей, чем многие другие. Ты оставля­ешь позади всех многодетных матерей! И та мзда, которую ты получишь, тоже будет много большей, потому что, возрождаясь духовно, дети духовно обеспечивают свое будущее в вечной жизни».

Поэтому бывает так, что Господь не подает семье детей не как наказание, а проявляет та­ким образом Свой особый Промысл, чтобы че­рез этих людей получил помощь какой-нибудь несчастный ребенок, оставленный своими ро­дителями.

Я знаю некоторые семьи, в которых проис­ходило следующее. Как только супруги прояв­ляли желание усыновить сироту из детского дома, женщина и сама зачинала ребенка. В се­мье таким образом появлялось сразу двое де­тей — один усыновленный и второй, посланный Господом, разрешившим чрево прежде бес­плодной женщины. Когда врачи обследовали таких женщин, они не находили у них патоло­гии, препятствующей деторождению. Но воля Господа была такова, чтобы в этих семьях вос­питывали не только своего ребенка, но и при­емного.

РОДОВЫЕ ГРЕХИ И ПРОКЛЯТИЯ

Существуют и другие причины беспло­дия. К ним можно отнести так называемые родовые проклятия — когда мать или отец проклинают своих детей. Иногда, когда дети докучают своим родителям, те вместо своего родительского благословения посылают де­тям укоры, которые могут «сработать» как проклятия. Например, когда мать говорит своим дочерям: «Чтоб вам пусто было» или посылает их к нечистой силе. Когда такие родители раскаиваются затем в своих про­клятиях, жизнь их детей устраивается и Гос­подь подает им детей.

Существуют также «родовые» грехи про­тив Бога и против ближнего, когда Господь наказывает бесплодием за грехи, совершен­ные против Него. Например, если кто-то ру­шил храмы, снимал кресты, резал иконы, сме­ялся над церковью, Господь может посылать бесплодие в семьи потомков глумителей до тех пор, пока они не осознают этого греха и не покаются за родителей. Известен случай, когда священник после революции отрекся от своего сана и так и умер без покаяния. В сле­дующих поколениях в его семье рождались одни девочки, а мальчики, если и появлялись на свет, вскоре умирали, не дожив до взрос­лого возраста. В 1 930-е годы в колхозах, ра­бочих коллективах и институтах детей за­ставляли принародно отрекаться от своих родителей. Такого рода грехи против Бога (осквернение церквей, богохульства, отрече­ние от родителей) нередко сказываются на последующих поколениях.

Иногда люди совершают и грехи против ближнего — выкапывают могильные плиты и строят из них свои лома, делают аборты или совершают другие кощунственные поступки, а потом их дети или внуки становятся бесплод­ными.

«ПОРЧА» И «СГЛАЗ»

Конечно, «порча», «сглаз» — это не цер­ковные понятия. Но иногда люди используют такую терминологию — в большинстве случа­ев, пол этим следует понимать зависть. На­пример, «сглаз» может случиться, если одна женщина зло завидует другой — красивой, ма­териально благополучной, вышедшей замуж и счастливой в браке. И в силу подобной чер­ной зависти может получиться так, что у женщины будет все, но забеременеть она не смо­жет. Или если женщина-мать насмехается над соседкой, лишенной счастья материнст­ва, Господь может лишить насмешницу ре­бенка или «затворить» ее чрево так, что она больше никогда не сможет иметь детей по своей гордости и превозношению над страдальцами.

ИСПЫТАНИЕ ВЕРЫ

Бесплодие может быть послано и как испы­тание веры человека. В материалах Юбилейно­го Архиерейского собора РПЦ 2000 года и в святоотеческом учении указывается, что бес­плодие может рассматриваться как крест, ко­торый возлагает Господь на супружескую па­ру. «В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. На­ряду с плодом чрева на пользу супругам испра­шиваются дары непреходящей взаимной люб­ви, целомудрия, единомыслия душ и телес. Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а те­рапевтические и хирургические методы лече­ния бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов». Такое бесчадие — крест, в котором супружеская пара должна проявить терпение, смирение, упова­ние на волю Божию.

Однако бывает, что Господь по прошест­вии многих лет все же дарует супругам дитя. Яркими примерами здесь служат праведные Авраам и Сарра, которые около 90 лет молились о рождении ребенка, Захария и Елизавета, Богоотцы Иоаким и Анна. Их дети, рожденные после стольких молитв, терпения, упования на Бога, были благословенны.

Испытание веры может быть важным мо­ментом для супружеской пары. Такая семья проявляет свою верность Богу, если не роп­щет на Него, а благодарит за посылаемую скорбь. Подобное испытание веры в какой-то момент может закончиться, и женщина, бес­плодная в течение многих лет, родит еще много детей.

ЗНАЧЕНИЕ ЦЕРКОВНОГО ОСВЯЩЕНИЯ БРАКА

Очень важным для решения проблемы бес­плодия является церковное освящение брака. В молитвах на освящение церковного брака есть такие слова, в которых призывается бла­гословение Божие на чрево женщины для того, чтобы она была плодоносна:

Иже за неизреченный Твой дар и многую благость, пришедый в Кану Галилейскую, и та­мошний брак благословивый: да явиши, яко Твоя воля есть законное супружество, и иже из него чадотворение…

Помяни Госполи Боже наш раба Твоего, (имярек), и рабу Твою, (имярек), и благослови я, даждь им плод чрева, доброчадие, единомыслие души и телес. Возвыси я яко кедры ливан­ские, яко лозу благорозгную. Даруй им семя класяно, да всякое смодовольство имуще, изо­билуют на всякое дело благое, и Тебе благоуголное: и да узрят сыны сынов своих, яко новосаждение масличная окрест трапезы их.

Неверующие мужья иногда пренебрегают этим важным таинством, и Господь не дает возможности женщине стать матерью до тех пор, пока супружеский союз не будет освя­щен благодатью церковного брака. Также из­вестны случаи, когда женщины, которым был поставлен диагноз «бесплодие», прожившие много лет со своими мужьями в официально зарегистрированных, но невенчанных бра­ках, зачинали уже через несколько дней по­сле венчания.

ГОСПОДИ, НЕ КАК Я ХОЧУ, НО КАК ТЫ!

Можно рассмотреть еще несколько при­чин бесплодия. Когда Господь видит, что воз­можный в семье ребенок будет очень болен или будет инвалидом, Он попускает, чтобы этот младенец не родился. Из церковных па­териков известны случаи, когда матери под угрозой потери ребенка горячо и усердно мо­лились Богу, Господь открывал им через тех или иных святых, что их молитва неугодна, потому что этот ребенок родится злодеем, убийцей, святотатцем. Если же матери не от­ступали, желая во что бы то ни стало выпол­нить свою волю, удовлетворить свой материнский эгоизм, Господь попускал рождение та­ких детей, которые потом становились поругателями семьи.

Хорошо известен случай с декабристом Ры­леевым, которого мама вымолила, когда он в пятилетнем возрасте умирал от дифтерии. Господь затем показал ей, что сын выздорове­ет, но закончит свою жизнь на виселице. Так впоследствии все и произошло. Мать потом ка­ялась, но было уже поздно, Господь уже отве­тил на ее молитвы. Поэтому очень важна мо­литва: «Господи, не как я хочу, но как Ты хочешь».

ЛЮБОВЬ — ОСНОВА ПОЛНОЦЕННОЙ СЕМЬИ

Господь может не давать детей по неготов­ности, незрелости мужа и жены к воспитанию ребенка, по безответственности или злобности одного из супругов, или из-за возможности взаимных измен. Например, если в семье по­стоянные ссоры и скандалы, муж и жена эгоис­тичны, не готовы жертвовать собой ради ре­бенка, не готовы о нем заботиться, отдать ему свою любовь, Господь, провидя это, задерживает рождение ребенка на несколько лет, пока супружеская пара не созреет, пока в семье все не устоится, пока муж с женой не придут к со­гласию. Ребенок должен рождаться в любви. Если же с самого начала своей жизни он будет испытывать злобу родителей друг к другу и по отношению к себе, то кем вырастет этот ребе­нок, что будет с его душой, что он впитает в се­бя от таких родителей?

Известны также бездетные пары, в кото­рых жены ходили ко многим врачам и обива­ли пороги медицинских центров, а мужья при этом унижали их, оскорбляли и укоряли не­возможностью деторождения. Женщины эти шли на всякого рода медицинские процеду­ры, однако ничего не помогало. В последст­вии такие мужья изменяли своим женам, ухо­дили в другие семьи. А женщины, бывшие бесплодными, выходили замуж за других мужчин и благополучно рождали детей. Бес­плодие их оказывалось мнимым. Господь, провидя, что муж с женой не готовы к сохра­нению супружеского союза, иногда попуска­ет, что ребенок в такой семье не рождается, потому что он уже с малого возраста обре­чен остаться сиротой.

Автор: Протоиерей Сергей Филимонов

С благодарностью к Источнику


Вам также может понравиться ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>