О женском предназначении

6b06abda868544955e91c1e2539351b2_1
Беседа со старцем (геронда) Паисием Святогорцем.

— Геронда, должна ли женщина работать?

— Женщине не просто оставить свою работу и посвятить себя детям, если она получила образование до замужества. А вот женщина, образования не получившая и работающая на какой-то простой работе, может оставить её без затруднений.

— Геронда, я думаю, если женщина не имеет детей, то работа ей на пользу.

— Что же, по-твоему получается, если у неё нет детей, то она обязательно должна заниматься профессиональным трудом? Ведь есть так много других дел, которыми она может заниматься. Конечно, если у неё дети, то лучше ей сидеть дома. Ведь в противном случае как она сможет им помочь?

— Геронда, многие женщины говорят, что они вынуждены работать, потому что не сводят концы с концами.

— Они не сводят концы с концами, потому что хотят иметь телевизор, видеомагнитофон, личный автомобиль и тому подобное. Поэтому они должны работать. А результатом этого бывает то, что они не радеют о собственных детях и теряют их.

Если трудится только отец и семья довольствуется малым, то такой проблемы не существует. А оттого, что работает и муж, и жена – якобы потому, что им не хватает денег, — семья распыляется и теряет свой действительный смысл. И что после этого остаётся делать детям?

Если бы матери жили более просто, то и сами они не выбивались бы из сил, и дети их были бы радостными. Сидя дома, мать может следить за детьми и заниматься каким-то другим делом. Это помогает семье избежать многих расстройств. Сегодня дети «голодают» от недостатка материнской любви. Дети из сиротского приюта, где среди воспитательниц окажется давшая обет безбрачия женщина из христианского сестричества, проявляющая к ним хоть немного нежности, находятся в положении в тысячу раз лучшем, чем те дети, чьи родители бросают их на попечение женщинам, получающим за это деньги!

А знаете к чему всё это приводит? К тому, что если у ребёнка нет одной мамы, то у него есть целая куча нянек! Женщины обычно не имеют меры в делах. Им хочется прибавлять к своим делам и заботам всё новые и новые. Имея большое сердце, женщины могли бы очень успешно вести «домашнее хозяйство» своей души, но вместо этого они растрачивают сердце по пустякам.

Женщина хочет чего-то красивого, она радуется, отдаёт этому красивому кусочек своего сердца. Другому «красивому» она отдаёт другой кусочек, но что потом остаётся для Христа? Зевота и усталость во время молитвы. Чем больше женское сердце удаляется от красивых вещей, тем больше оно приближается ко Христу. А если сердце отдано Христу, то оно обладает великой силой!

6b06abda868544955e91c1e2539351b2_2

— Геронда, одна мать сказала мне: «Я телесно слаба и очень устаю. Ни дел своих не успевают сделать, ни времени для молитвы у меня не остаётся».

— Для того, чтобы оставалось время для молитвы, она должна упростить свою жизнь.

С помощью простоты мать может очень преуспеть. Мать имеет право сказать «я устаю», если она упростила свою жизнь, а много трудится лишь потому, что имеет много детей. Однако, если она теряет своё время, стараясь, чтобы её дом произвёл впечатление на чужих людей, что тут скажешь?

Некоторые матери, желая, чтобы каждая вещь в их доме красиво лежала на своём месте, притесняют, «душат» своих малышей тем, что не позволяют им сдвинуть с места стул или подушку. Они заставляют детей жить по законам казарменной дисциплины, и таким образом дети, родившись нормальными, вырастают, к несчастью, уже не вполне нормальными.

Если неглупый человек увидит, что в многодетном доме каждая вещь лежит на своём месте, то он придёт к выводу, что здесь либо дети умственно отсталые, либо мать, отличаясь жестокостью и деспотизмом, принуждает их к военной дисциплине. В последнем случае в душе детей живёт страх, и от этого страха они ведут себя дисциплинированно.

Как-то раз я оказался в доме, где было много детей. Как же радовали меня малыши своими детскими шалостями, которые разрушали мирской чин, гласящий: «каждая вещь на своём месте». Этот «чин» есть величайшее бесчинство, весьма отнимающее силы у современного человека. Вместо того чтобы скрупулёзно и схоластично заниматься домашним хозяйством – вещами бездушными, — матери лучше заняться воспитанием детей.

Пусть она говорит им о Христе, читает им Жития святых. Одновременно она должна заниматься и вычищением своей души – чтобы и она духовно сияла. Духовная жизнь матери незаметно, бесшумно поможет и душам её детей. Таким образом, её дети будут жить радостно и сама она будет счастлива, потому что в себе она будет иметь Христа.

Если мать не может выбрать время даже на то, чтобы прочитать «Святый Боже», то как освятятся её дети?

Меня к Иисусовой молитве приучила мать. Когда мы, будучи детьми, совершали какую-нибудь шалость и она была готова рассердиться, то я слышал, как она начинала вслух молиться: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Сажая в печь хлеб, мать произносила: «Во имя Христа и Пресвятой Богородицы». Замешивая тесто и готовя пищу, она тоже постоянно произносила Иисусову молитву. Так освящалась она сама, освящались хлеб и пища, которые она готовила, освящались и те, кто их вкушал.

Воспитание ребёнка начинается с беременности.

Если мать молится и живёт духовно, то младенец в её чреве освящается. Поэтому женщина, будучи беременной, должна творить Иисусову молитву, читать что-то из Евангелия, петь церковные песнопения, не тревожиться душой. Но и близкие тоже должны быть внимательными, чтобы не расстраивать её. В этом случае родившийся ребёнок будет ребёнком освященным и родителям не придётся испытывать с ним затруднений – ни пока он будет маленьким, ни когда подрастет.

Потом, когда ребёнок родится, мать должна кормить его грудью – чем дольше, тем лучше, чтобы ребенок стал человеком с сильным характером. Кто даст им нежность и любовь? Банка с молоком коровы? Малыши сосут соску, надетую на «ледяную», стеклянную бутылку и их сердце тоже оледеневает. А потом, придя в возраст, они тоже ищут утешение в бутылке – в кабаках.

У скольких же матерей, имевших святую жизнь, дети тоже были освящены! Благоговение матери имеет великое значение. Если у матери есть смирение, есть страх Божий, то всё в доме идёт как нужно.

Я знаком с молодыми матерями, лица которых сияют, несмотря на то что ниоткуда эти женщины не получают помощи. Общаясь с детьми, я понимаю, в каком состоянии находятся их матери. Просто любить кого-то это ещё мало. Надо любить человека больше, чем себя. Мать любит своих детей больше, чем себя. Для того чтобы накормить детей, она остаётся голодной. Однако радость, которую испытывает она, больше той радости, которую испытывают её дети. Малыши питаются плотски, а мать – духовно. Они испытывают чувственный вкус пищи, тогда как она радуется духовным радованием.

Иная девушка до замужества может спать до десяти часов утра и при этом ещё рассчитывать на то, что мать подогреет ей молоко для завтрака. Сделать какую-нибудь работу такой девушке лень. К матери у неё претензии, к отцу претензии, а сама наслаждается бездельем. Несмотря на то, что в её женской природе есть любовь, она не развивается. Однако, став матерью сама, она начинает походить на самозаряжающееся устройство, которое чем больше напрягается в работе, тем больше заряжается – потому что в ней не переставая работает любовь. Она заботится о своём младенце и радуется. Потому что она перестала быть ребёнком. Она стала матерью, и у неё появились жертвенность, любовь.

Поэтому я говорю, что женщине необходимо приносить себя в жертву. Мужчина – даже если он не возделает в себе любовь – особого ущерба не терпит. Однако женщина, имея в себе любовь и не направляя её в нужное русло, уподобляется включённому станку, который не имея исходного сырья, работает вхолостую, трясётся сам и сотрясает других.


Вам также может понравиться ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *