Мифы обучения

Человек, столкнувшись с трудностями, ищет выход… или не ищет.

Ищет выход, когда:

- может (есть возможности и ресурсы),

- и хочет (стремление, цель, мотивация) его найти.

Актуальность выхода в этом случае из сложившейся ситуации высока.

Человек НЕ ищет выход, если желает остаться там, где он есть. «Таити, Таити… Нас и здесь неплохо кормят…» (помните, как сытый и толстый кот из старого мультика говорил о Таити, пожёвывая сосиску).

В первом случае человек стремится познавать, узнавать, изучать, учиться, интересоваться, любопытствовать.

Во втором – он просто живёт и делает то, что делал всегда – его всё устраивает.

Пожалуй, мы возьмёмся рассматривать только первый случай – ваши вопросы об успешности, эффективности в бизнесе и личной жизни говорят о том, что вас, уважаемые читатели, интересует не только сама эффективность, но и та жизнь, которая последует за достижением этой эффективности и успешности. Это значит, что актуальность решения ВАШИХ вопросов – высока…

Итак, человек столкнулся с трудностями, у него что-то не получается… Что это значит?

Самый простой ответ – это значит, что человек что-то не умеет (или недостаточно хорошо умеет), он подошёл к границе своих возможностей, привычных для него -  ему не хватает знаний и навыков, собственного опыта и понимания необходимых закономерностей.

Простой логический вывод следует такой:

- следует перейти за эту границу.

Если это было бы вот так просто, то любой из нас легко учился, например, только при помощи книг или текстов: прочитал – пошёл – сделал — и всё получилось.

Жизнь всегда вносит свои поправки.

Одни – прочитали, поставили на полку текст и почему-то не пошли делать…  - ничего не происходит.

Другие – прочитали, пошли делать, у кого-то получилось, у кого-то так себе, у кого-то совсем ничего… Невесёлые примеры не для того мною приведены, чтобы предложить вам погрустить и забросить мысль о своих достижениях.

Жизнь состоит из радостей и печалей, из успехов и ошибок, мастерства и любительства, правды и лукавства, верности и предательства и пр.,  – чем больше мы будем знать о противоположных сторонах жизни, тем легче нам видеть реальность такой, какая она есть. Обучение (освоение, повышение квалификации) – тоже имеет две стороны. В обучении есть то, что нам помогает, и есть то, что нам мешает.

Можно процитировать давно известную фразу: «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины».

Но как эта фраза поможет лично вам освоить то, что вам в данный момент представляется сложным?

Мотивация таким «изысканным» способом порой уводит от успеха, а наша задача как раз противоположная – мы стремимся к нему.

Поскольку у вас, читатели, за плечами есть СВОЙ жизненный опыт и в нём много прочитанных книг об успехе, эффективности… для начала предлагаю вам рассмотреть некоторые популярные «мысли», которые призваны облегчить усвоение нового и по которым может не происходить обучения, усвоения необходимого. Поговорим о мифах, сопровождающих обучение…

Миф – это утверждение, мысль, «правило», имеющее только одну сторону – положительную или отрицательную, показывающее что-то одно – преимущества или ущерб. Для обнаружения, что скрывают мифы, мы рассмотрим самые «эксплуатируемые» и сделаем это с пользой для себя – для ВАС.

Миф 1. Всё зависит от самого человека.

Соглашусь, что миф красивый и обнадёживающий. Но всего лишь миф… Человечество всегда интересовали идеи сверхвозможности и превосходства…

Сами идеи хороши…  Оставим их пока — продолжим мысль, что всё зависит от человека, и рассмотрим, что  же такого важного осталось в тени этого мифа (оставим пока «погоню» за сверх возможностями и исключительностью):

Всё зависит от самого человека … и от его окружения.

Человек живёт не в вакууме – у него есть родные, друзья, семья, коллеги, руководство и пр. Человек живёт в стране и мире, где есть некая ситуация – возможная для изменений или не очень.

Всё связано со всем, даже если мы этого не помним… Всё на всё влияет, даже если мы это не учитываем…

У природы есть свои законы, а человек – всего лишь часть природы. Человек (общество, социум), подчиняется законам Природы – он влияет, и на него влияют. В таком случае всё ли зависит от самого человека?

В каком случае ВСЁ может зависеть от самого человека, при каких условиях сами условия будут от человека действительно зависеть?… Даже самостоятельный поиск ответа на этот вопрос может быть очень интересным.

Миф 2. У человека всегда есть все ресурсы для решения задачи.

Чтобы не запутаться, вспомним, что ресурсы бывают как внешние, так и внутренние.

Если все ресурсы есть, то почему же человек тогда не воспользуется ими и не решит вопрос?.. Значит, чего-то недостаёт… Чего?

Этот вопрос мы будем задавать себе в разных вариантах и непременно будем искать на него ответ. Только и вопрос, чего же не хватает, и ответ на него не имеют никакого отношения к красивому мифу, к которому мы давайте пока вернёмся…

Итак, например, есть ресурс (внешний) – деньги. Нет ресурса (внутреннего) – умения распоряжаться деньгами. В таком случае сами деньги как ресурс лежат «мёртвым» грузом («не работают») или как вода утекают сквозь пальцы – распоряжаться так, как хотелось бы, не получается (увеличивать).

Другой пример. Нет денег, как ресурса, а человек, долго примеряясь, сомневаясь, всё же начинает создавать бизнес «с нуля» (сейчас это очень модно). Этот же человек начинает использовать внешние возможности как ресурсы и зарабатывает деньги. «Наконец-то…» — вздыхает такой человек. И… деньги у него почему-то опять начинают стремиться к тому же уровню, какой был ДО начала создания бизнеса «с нуля» – к нулю.

В жизни существуют реальные примеры, когда люди по этой схеме неоднократно  начинали бизнес, который в результате приходил к нулю. Этот бизнес бросали (закрывали, продавали) и начинали новый, который так же эффективно приходил к нулю.

Можно, в таком случае, говорить о неудачно выбранной идее бизнеса, плохих сотрудниках, просто неудаче или даже то, что бизнес надоел. Говорить можно. А как вы думаете, читатели, есть ли в таком примере у человека все ресурсы для решения задачи – заработать (преумножить, сохранить)?

Миф 3. «Трус не играет в хоккей!» — все, кто не «играют» в… хоккеистов, дайверов,  пикаперов, йогов, бизнесменов, предпринимателей и пр. – трусы, неудачники, нытики и т.д. Если вы не прошли такой-то тренинг или обучение, не прочитали такую-то книгу, то  вы ничего из себя не представляете, вы просто «хомячок»…

И как раньше люди жили без модных тренингов, книг… Как-то умудрялись быть успешными, счастливыми…

Чтобы не поддаваться на «слабо», хорошо бы понимать для себя самого, к чему стремится ваше нутро…

Хотите ли вы «играть в хоккей», насколько и почему важна для вас эта «игра»…  Или общество, отдельно взятые люди  навязывают вам свои идеи, мировоззрение, своё мнение? А если игра в хоккей для вас важна, то давайте работать над тем, что кто-то считает «вашей трусостью», «ленью», «нерешительностью», обвиняя, упрекая вас в недостаточном совершенстве, подчёркивая своё превосходство…

В хоккей играют не потому, что смелые (не трусы), а потому что им это по душе…

Миф 4. Есть волшебная таблетка.  Есть главный секрет. «Вот она – панацея от всех бед!»

Примите таблетку, узнаете секрет – сразу произойдёт «сбыча мечт», решатся все проблемы, а вы будете избранным. Не потребуется долгая и кропотливая работа над собой, ситуацией…

Живучесть сверх рекламы и сверх обещаний по повышению вашей эффективности, успешности, счастливости высока… Так же, как и высока вера взрослых людей в чудеса.

От себя добавлю – чудеса случаются… после долгих трудов, когда количество переходит на другой уровень качества. Чудеса не исключают кропотливую и долгую работу, они только подтверждают её.

Давайте подведём черту сегодняшнего нашего разговора и сделаем выводы.

Спасибо мифам, что они есть. Они помогают ещё лучше понимать, от чего может зависеть ВАША эффективность (частично мы затрагивали эту тему в одной из рассылок «От чего зависит ваша эффективность…»):

- Всё связано со всем. Многое зависит от человека, когда он учитывает другие взаимосвязи и знает, как происходит влияние.

- Человек может обладать многими ресурсами, использовать их на благо, когда будет учитывать, чего именно не хватает, чтобы это – развивать в себе.

- В «хоккей играют» те, кому это нужно и нравится. Вы «играете» в то, к чему стремится ВАША душа и сердце. Верить в себя, а не в «хоккеистов», «с понтами»  марширующих по просторам реальности и виртуала.

- Чудеса есть – они подтверждают долгую и кропотливую работу, направленную на повышение ВАШЕГО мастерства в важном для вас вопросе.

В следующем выпуске мы рассмотрим принципы обучению мастерству в любом вопросе.

До скорой встречи!

С уважением к Вам, Романова Елена.


Вам также может понравиться ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>