Данный термин — Mastery learning или изучение мастерства — был предложен американским психологом Джонатаном Кэрроллом. Его внимание было привлечено следующим обстоятельством — в традиционном учебном процессе всегда фиксированы условия обучения: одинаковые для всех учебное время, способ подачи информации, её количество, одинаковые упражнения, задачи и т. д.
Думаю, что многие из вас помнят то, в каких условиях проходило ваше обучение и, пожалуй, оно редко выходило за рамки привычного – обучение в большинстве случаев имеет свои стандарты.
Единственное, что всегда остается нефиксированным, это результат обучения. Он бывает разным… На примере школы, вузов, которые учат всех одинаково, можно видеть — на выходе результаты получаются разнообразные.
Отметив данный факт, Джонатан Кэрролл предложил сделать постоянным параметром результат обучения, а условия обучения — переменными, подстраиваемыми под достижение каждым обучаемым заданного результата.
В предыдущей рассылке «Мифы обучения» мы с вами начали разговор с того, что —
… ваши вопросы об успешности, эффективности в бизнесе и личной жизни говорят о том, что вас, уважаемые читатели, интересует не только сама эффективность, но и та жизнь, которая последует за достижением этой эффективности и успешности. Это значит, что актуальность решения ВАШИХ вопросов – высока…
Итак, человек столкнулся с трудностями, у него что-то не получается… Что это значит?
Самый простой ответ – это значит, что человек что-то не умеет (или недостаточно хорошо умеет), он подошёл к границе своих возможностей, привычных для него — ему не хватает знаний и навыков, собственного опыта и понимания необходимых закономерностей.
Простой логический вывод следует такой:
— следует перейти за эту границу..
Переход за границы своих возможностей (привычных), переход на более высокую ступень своих возможностей, предполагает обучение – освоение нового, изучение мастерства в важном для вас вопросе:
— построение карьеры,
— отношений в личной жизни,
— повышение профессионального уровня по специальности,
— повышение управленческой компетентности,
— ведение переговоров,
— мастерство продаж,
— решение конфликтов и пр.
Вы хотите достичь мастерства в отдельно взятом вопросе, теме, области и приступаете к изучению его. Достижение мастерства — этот результат – манит вас, привлекает, необходим, жизненно важен, интересен, желателен, обязателен…
Получение результата, важного для ВАС – скорость продвижения к нему, время, затраченное на достижение, легкость или сложность – в каждом случае индивидуальна. Именно поэтому после каждого тренинга – продаж, переговорного, личностного роста – требуется индивидуальное сопровождение для закрепления, укоренения полученных результатов.
К счастью, современные технологии дают возможность индивидуально работать и на расстоянии всем, кто этого желает – после семинара, тренинга и тем, кто просто хочет решить свои вопросы в индивидуальной работе. Более подробно — на сайте.
Тренеры, начинающие и с опытом, задают мне вопросы: «Учишь их, учишь, совершенствуешь программу обучения, учишь сотрудников всех одинаково хорошо – а работают (продают, ведут переговоры и пр.) все по-разному. Что делать, чтобы результат обучения был более-менее ровным?»
Хочется вспомнить Задорнова: «То, что русскому хорошо, то немцу – смерть». То, что один схватывает на лету, другому нужно повторять много-много-много раз и… по-разному. Все учатся по-разному – потому что хотят получить разные результаты (даже если это менеджеры одного подразделения и занимаются они исключительно продажами), актуальность результатов разная – для кого-то это проблема, а для кого-то так, комариный писк или модная тенденция. Стремление или мотивация в достижении различна, как и сама шкала мотивации – у каждого своя…
Барнет об этом же говорил, рассуждая о системе образования, называя актуальность проблемой:
«В основании существующей системы образования явно и неявно лежит тот тезис, что СНАЧАЛА нужно все изучать теоретически. И также второй тезис, что человек, изучивший теоретически некий вопрос (например, прочитал в книге – Примечание Е.Р.), якобы способен затем действовать практически, и причем практически безошибочно.
Оба этих тезиса не просто неверны, а ФАТАЛЬНО неверны.
Для того чтобы человек мог хоть в какой-то степени эффективно воспринимать некие знания, некую теорию, ему нужно иметь проблему, для решения которой он и ищет информацию. Если же у него нет реальной проблемы (или он её неверно определяет – Примечание Е.Р.), то получаемая информация хранится отдельно от проблем, а значит, ассоциативно никогда не всплывает в сознании при возникновении проблемы.
А если информация не всплывает ассоциативно, то она имеет такую же пользу, как информация, хранимая где-то в Интернете, о которой никто не знает и никто никогда не узнает.
Поисковая система у нас в голове ассоциативная (опирается на актуальность, важность вопроса – Примечание Е.Р.). А значит, проблема должна ассоциативно быть связана с решением. А как быть, если решения нам излагают в учебных заведениях десятилетиями, а проблем, которые можно решить, никто не рассказывает?» БАРНЕТ
Весь процесс индивидуальных сессий, обучения на семинаре, работы на тренинге нацелен, заточен под ВАШ личный результат, под решение ВАШЕГО вопроса, ВАШЕЙ проблемы.
-
Какой результат интересует лично вас?
-
К изучению какого мастерства вы хотите приступить?
-
Какие вопросы (проблемы) вы хотите решить?
-
Какая цель манит ВАС?
До выхода следующего выпуска есть время подумать, самостоятельно поискать ответы на эти вопросы…
В следующем выпуске мы немного поговорим о постановке целей.
С уважением к Вам, Романова Елена.