Мне вспоминается одно из занятий Повышения Предпринимательского мастерства. Было это два года назад. Группа на тот момент только формировалась, постоянных участников почти не было, в основном присутствовали все, как разовые посетители – кто полюбопытствовать пришёл, кто определиться – нужно ли ему это. Но всех объединяло следующее – у каждого уже был свой бизнес, маленький или большой, были и те, кто только стоял у начала своей самостоятельной деятельности в бизнесе.
Занятия тогда строились так: вопрос от участника по его конкретной ситуации – ответ, как «разбор полётов», с рекомендациями.
После ряда разных вопросов стало очевидно, что самая главная тема в бизнесе, беспокоящая присутствующих – управление людьми и собой.
Рассказы с проблемами о сотрудниках были от подбора до увольнения. Нужно отметить, что сомнений в себе у участников не наблюдалось. Но как только мы касались темы управления людьми, заинтересованность нарастала, становилось понятно, что вопросы с первоначальной прибылью участники уже как-то решили, а вот с людьми… вопросы оставались…
Так «маленькая» тема вылилась в несколько занятий. Более простым усвоение темы оказалось для тех, кто был на Игре – мы там всегда касаемся вопроса взаимоотношений с людьми. Повторение данной темы, рассматриваемой в конкретных ситуациях в бизнесе, участникам Игр добавило ясности.
И вот в который раз звучит вопрос:
— Как быть-то с теми сотрудниками, кто не выполняет задание и заваливает его? Что делать – гнать такого? А где же я возьму хорошего специалиста? Не могу так разбрасываться ими — в нашем городе они редкость…
Уточняю у спрашивающего:
— Так было всегда – ваш специалист с самого начала работы у вас не выполнял задание? Или…
Участник принимается рассказывать:
— Да, этот специалист, вот, такой-то и такой-то, не понимает, что нужно хорошо работать. Отлынивает, качает права, подстрекает других. Я ему… А он мне…
Этот рассказ становился похожим на сожаление о существующем положении дел – нам всем порой нужна помощь. Человек принимает помощь только тогда, когда явно чувствует, что сам не справляется, а дело страдает…
Спрашиваю у говорящего:
— Кто в доме Хозяин? Кто в твоём бизнесе Хозяин?
Участник замялся и неуверенно ответил:
— Ну. Я…
— А почему же так неуверенно? – интересуюсь.
— Ну, это же очевидно, говорю же о своём бизнесе. Кто же там может быть хозяином, кроме меня, — объяснил участник.
Бывает так, что человек рассказывает о своём бизнесе. Его рассказ ставит под сомнение, его ли это бизнес: в компании «бесчинствуют» подчинённые, диктуют свои условия, которые меняются чуть ли не ежедневно, шантажируют, а руководитель (или собственник) – мечется, как тигр в клетке, решая проблемы, созданные сотрудниками. О самом бизнесе – почти ничего…
В крупных компаниях такое встречается на уровне подразделений или в команде топ-менеджеров. В маленьких и средних бизнесах – часто, а небольшой штат сотрудников делает всё более заметным. Явным. Особенно, если у собственника бизнеса невелик опыт работы подчинённым и руководителем.
В разговоре с молодым человеком я настаивала:
— Кто придумал бизнес? Кто его запустил, претворил в жизнь задуманное так, что теперь компания даёт рабочие места и приносит прибыль? Кто берёт на себя, в конечном счёте, ответственность за жизнеспособность компании?
— Разумеется, я, — отвечал участник.
— Кто больше всех заинтересован в конечном результате и должен следить за тем, чтобы всё было осуществимо и поправимо, а, следовательно, определять правила «игры» в бизнес в твоей компании?
Молодой человек, с которым мы вели диалог, стал менее активным, чем раньше:
— По идее – я…, — ответил он медленно и задумчиво. – Но они же говорят, что хотят, как лучше, только получается что-то не очень…
Слова «по идее» говорили о многом – похоже, что у молодого человека во время моих вопросов что-то происходило внутри – вспоминал, анализировал, как у него это происходит . Выводы говорили о чём-то таком, что его расстраивало…
Группа тоже затихла. А парень, с которым мы вели диалог, вдруг сказал:
— Я понял… — резко прекратив наш диалог.
— Кто в доме Хозяин по факту? – я снова обратилась к нему (факты вещь безжалостная и точная).
— Получается, что не я, — горечь вывода была крайне неприятна для молодого человека.
— Или не настолько Хозяин, насколько думаешь или кажется, — дополнила я.
Если вы не устанавливаете правила – их устанавливают другие.
Горечь вывода привела к реальному положению дел.
Столкнувшись с реальностью, можно ставить цель (например, повысить управленческую компетентность), принимать решение. Иллюзии уводят сначала от решений, потом и от прибыли… Всегда есть выбор: сладкий вкус иллюзий или горечь реальности. О таком выборе есть смысл говорить — если нас интересует эффективность… Именно об этом написано в анонсе нашей рассылки http://subscribe.ru/catalog/economics.school.biznotebook
Группу интересовала личная эффективность и развитие бизнеса.
Я обратилась к притихшей группе:
— У кого похожая ситуация?
Группа зашумела:
— Может и так…
— У кого вызывает дискомфорт или затруднения управление существующим коллективом? – спросила я участников.
Руки подняли многие. Почти все.
В описании бизнес процессов есть такое понятие «Хозяин процесса».
Так вот, предприниматель — Хозяин. Хозяин всего процесса в целом, под названием «бизнес», «компания».
Хозяин – это ответственность. За всё, что происходит в бизнесе.
Хозяин – он в одном лице и управляющий, и руководитель, и начальник.
По тем или иным причинам предприниматель может себя не чувствовать Хозяином – значит не быть им. Причины у каждого свои – у кого-то бизнес создался очень быстро по чужому шаблону, и человек не успел «заметить», что он «повзрослел».
У кого-то бизнес вырос слишком быстро, а управленческого опыта недостаточно…
Кто-то создал бизнес из-за нежелания работать на «дядю», а сам, став таким «дядей», тяжело справляется с управлением – не готов к тому, что теперь работают на него…Чего-то не хватает или что-то давит… Это «ЧТО-ТО» уводит от успеха, эффективности, результата…
Пока бизнес ходит ещё в коротких штанишках — рука Хозяина, поддерживающая и управляющая, дающая всему начало, необходима, как залог успеха.
Сам же Хозяин может себя не чувствовать таковым и не знать, куда прикладывать руку для контроля и поддержки. Поэтому вместо поддержки — «заигрывает» с сотрудниками, вместо управления — уговаривает их хорошо работать — боится потерять авторитет, контроль, в результате – окончательно испортив отношения с людьми, разгоняет команду. К сожалению, эти факты — не редкость…
Помните, нет плохих людей – есть трудные для вас отношения…
Быть Хозяином в своём бизнесе – это особые отношения… с самим Собой, с Другими…
Забывая в своём бизнесе, кто ты, что ты должен определять правила игры с пользой для всех в рамках компании, создаёшь дополнительные трудности в момент роста и становления своего предпринимательства и бизнеса в целом.
… В конце занятия я предложила участникам — каждому сделать следующее упражнение: перед группой сказать несколько фраз.
Подобные упражнения мы делаем на Игре, проверяя цели и себя, как шутят сами участники, на «настоящесть»…
Группа слушала говорящего и каждый определял, опираясь на то, что он видит, слышит и чувствует – верит ли он говорящему… Фразы были простыми:
Я способен быть Хозяином своего бизнеса.
Я могу быть Хозяином своего бизнеса.
Я достоин быть Хозяином своего бизнеса.
Я – Хозяин своего бизнеса.
Тот, кто произносил эти фразы, тоже чувствовал…
Нутро говорящего и доверительные отношения в группе помогали определить настоящее положение вещей: действительно ли ты чувствуешь, что можешь, достоин… Это была уже реальность, на которую можно было теперь опираться, как на точку опоры – повышать эффективность.
Реальность – залог успеха – вас и вашего бизнеса.
С уважением к вам и вашим успехам, Романова Елена
P.S. Если вы живёте не в Москве, у вас есть вопросы, которые вы хотите прояснить, решить, обсудить – вы можете воспользоваться возможностью дистанционного консультирования.
Консультации на расстоянии непривычны только до первой нашей с вами виртуальной «встречи».