Японские ученые с помощью метода функциональной магнитно-резонансной томографии локализовали отделы мозга, ответственные за обработку таких эмоций, как зависть и злорадство. Оказалось, что эти чувства контролируются теми же отделами мозга, что и боль, жажда и голод, то есть физические ощущения первостепенной важности. Причем зависть возникает в ответ на негативное сравнение себя с другими людьми только по значимым для человека показателям. Злорадство же берет на себя функцию разрешения возникшего психологического дискомфорта.
Заголовок этой заметки — почти дословный перевод названия статьи в журнале Science («When your gain is my pain and your pain is my gain»), где группа японских ученых из Национального института радиологии в Чибе, Токийского института медицины и стоматологии, Медицинской школы Университета Кейо в Токио и других организаций опубликовала исследование нейрофизиологической базы зависти и злорадства. Не секрет, что эти эмоции столь же свойственны человеческой природе, сколь и осуждаются обществом. Недаром зависть числится среди семи смертных грехов. Но, видно, даже таким сильным и настойчивым общественным порицанием эти чувства не уничтожить. Никто, положа руку на сердце, не может утверждать, что никогда не завидовал и не испытывал — хоть мгновенной — радости при провале соперника.
Возникновение зависти или злорадства зависит от сравнительной оценки индивидом собственного положения в обществе. Если сравнение показывает, что индивид проигрывает по тем или иным критериям объекту внимания, то рождается зависть. Если же объект вдруг оказывается так или иначе несостоятелен, то индивид испытывает радость. То есть эти чувства отражают социальную самооценку индивида и являются социально значимыми.
С помощью функциональной магнитно-резонансной томографии ученые провели исследование работы мозга при переживании этих социально значимых эмоций. В эксперименте участвовало 19 студентов — 10 юношей и 9 девушек. Каждому из участников предлагалось ознакомиться с коротким сюжетом и представить себя на месте главного героя. В части сюжетов описывалась университетская жизнь, в других — жизнь после окончания университета. Во всех сюжетах, кроме главного героя, участвовали еще три персонажа: первый — способный и успешный в социально значимых областях, второй — способный, но успешный в незначимых областях, третий — скромных способностей и успешный в незначимых областях. Сюжеты предполагали переживание главного героя по поводу удач и неудач всех трех персонажей. Иными словами, оценивалась степень зависти и злорадства участников в зависимости от разных параметров социального соперничества, а также фиксировались области мозга, задействованные в формировании этих эмоций.
Результат оказался замечательным: зависть и злорадство — «социальные» эмоции — обрабатываются теми же областями мозга, что и импульсы соматосенсорного порядка — боль, голод, сексуальное удовлетворение. Также как и боль, зависть, а вместе с ней и другие социальные неудачи (общественное порицание, несправедливое обращение, чувство утраты), оформляются в передней области поясной, или лимбической, извилины (Anterior cingulate cortex). Также в формировании реакции на боль участвуют клетки островка (Insular cortex, Insula), соматосенсорной коры, таламуса и центрального серого вещества (Periaqueductal gray). При этом соматосенсорная кора отвечает за локализацию болевого сигнала на теле, а передняя поясная кора — за стрессовую оценку боли.
Злорадство вместе с ощущениями физического удовольствия и социальных успехов — справедливости, благотворительности, сотрудничества — контролируется системой, связанной с получением награды. Здесь задействованы дофаминэргические (см. дофамин) области мозга — вентральная область покрышки (Ventral tegmental area, VTA), где начинаются дофаминовые пути, миндалина (Amygdala), вентральная часть полосатого тела (Striatum), вентромедиальная часть префронтальной коры (Ventromedial prefrontal cortex).
Помимо прорисовки мозгового «ландшафта» этих эмоций, ученые показали, что зависть и злорадство не возникают или оказываются существенно меньше, если сравнение идет в социально незначимых для индивида областях. Выяснилось также, что чем сильнее зависть главного героя к тому или иному персонажу, тем интенсивнее регистрируемая радость при неудачах соперника. Тут уместно вспомнить аналогию: чем сильнее голод, тем вкуснее кажется долгожданная еда. Зависть и злорадство кажутся такими же антагонистами, как голод — насыщение, жажда — утоление жажды. По-видимому, аналогия не такая уж и поверхностная, как может показаться при противопоставлении физиологических и социальных эмоций. Особенно если иметь в виду сходство в топографии обработки физиологических и этих социальных сигналов.
Вспомним, что человеку свойственно оценивать себя положительно, и всё, что принижает эту оценку, вызывает у него психологический дискомфорт. Зависть — результат такого дискомфорта, возникшего из-за недооценки социального статуса в том или ином виде. Такой же дискомфорт вызывают голод или жажда или недостача других жизненно необходимых вещей, и лимбическая кора оценивает эти ощущения как негативный, стрессовый фактор. При снятии стресса, то есть при восполнении нехватки, появляется чувство удовольствия, которое организуется дофаминэргической системой наград. Удовольствия могут быть разного толка, в том числе и непрошенное злорадство. Это чувство сигнализирует о разрешении психологического конфликта, то есть о восполнении недостаточной самооценки. Это восполнение достигается за счет снижения социальной оценки соперника. Уменьшить диспропорцию можно и другими способами: снизить значимость областей сравнения (например, поменять профессию, круг общения и т. д.) или увеличить социальную оценку собственных способностей (например, путем усиленных тренировок). Так или иначе, поведение, вызванное психологическим дискомфортом, направлено к его сглаживанию.
Таков, по мнению авторов, смысл этих социально значимых эмоций — зависти и злорадства. По-видимому, они появились и эволюционировали как необходимый элемент социальной структуры человеческого общества, своего рода механизм поддержания социального статуса индивида, механизм стабилизации общественной структуры. Всё же человек развивался как социальное существо. Поэтому эти эмоции вполне органично входят в систему управления потребностями первоочередной важности — такими как удовлетворение голода, жажды, сексуального желания и снятие боли.
Источник: http://elementy.ru/