Иоанн Златоуст о секретах семейного счастья

Как обрести мир в семье? Счастье в семье, что для этого нужно? Что должна делать жена, чтобы любил ее муж? Что делать, чтобы жена любила мужа?

Многие люди ищут секреты семейного счастья, забывая о том, что Церковь есть неисчерпаемая сокровищница для ищущих. Мы предлагаем вашему вниманию 10 советов святителя Иоанна Златоуста по устроению семейной жизни. Исполняя эти советы и сохраняя в своей жизни православную веру, вы сможете обрести настоящее христианское семейное счастье.

1. Если бы, возлюбленный, брак и воспитание детей были препятствием на пути добродетели, то Создатель всяческих не ввел бы брака в жизнь нашу, дабы мы не терпели вреда в вещах нужных и самых необходимых.

2. Способность рождать (детей) имеет свое начало свыше – от Божия Промысла, и для этого ни природа женщины, ни сожитие (с мужем) и ничто другое само по себе недостаточно…

3. Истинное богатство и самое великое счастье (заключается) в том, когда муж и жена не разногласят между собой, соединены друг с другом, как едина плоть, потому что два, сказано, будут в плоть едину (ср.: Быт. 2, 24). Такие (супруги), хотя бы жили в бедности и были незнатны, могут быть всех счастливее, потому что они наслаждаются истинным счастьем и живут во всегдашнем спокойствии. А те, напротив, кто не наслаждается таким (согласием), но страдают ревностью и теряют блага мира, – те, хотя бы были окружены многим богатством … жили в славе, проводят свой век всех несчастнее, вымышляя сами для себя каждый день волнения и беспокойства, всегда подозревая друг друга, и не могут иметь никаких удовольствий, потому что внутренняя вражда (их) все приводит в беспорядок и причиняет им множество неприятностей.

4. Будем ценить выше всего единодушие (в семье) и все будем делать так и направлять к тому, чтобы в супружестве постоянно сохранялись мир и тишина. Тогда и дети будут подражать добродетелям родителей… и по всему дому будет процветать добродетель.

5. Муж, вставая с постели, о том только и должен стараться, чтобы и делами, и словами насаждать в своем доме и семействе большее благочестие; равным образом и жена пусть наблюдает за домом, но, кроме этого занятия, она должна иметь другую, более настоятельную заботу о том, чтобы все семейство трудилось для Царства Небесного.

6. Жена – вторичная власть; значит не должна требовать равенства (с мужем), так как стоит под главою; и он (муж) не должен высокомерно смотреть на нее, как на подчиненную, потому что она – тело его, а если голова станет пренебрегать телом, то пропадет и сама. Взамен послушания она должна привносить любовь … Тело отдает в услужение главе руки, ноги и все прочие члены; а глава заботится о теле, посвящая ему все свое разумение. Нет ничего лучше такого супружества.

7. Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви… Хорошая, мужественная (жена) сделается славным венцом; худая же подобно червю, находящемуся в самом сердце, незаметно мало-помалу приводит к гибели. А всего ужаснее то, что незаметно для окружающих вливает внутрь яд и изнуряет несчастную душу.

8. Если же надо что-нибудь делать для угождения мужу, то нужно душу украшать, а не тело наряжать и погулять. Не столько золото, которым ты украшаешься, сделает тебя любезной и приятной для него, сколько целомудрие и ласковость к нему, и готовность умереть за своего супруга. Это по преимуществу пленяет мужей … это привязывает мужа к жене…

9. Если хочешь нравиться мужу, украшай душу целомудрием, благочестием, попечением о доме. Эта красота и более пленяет и никогда не прекращается. Ни старость не разрушает этой красоты, ни болезнь не уничтожает.

10. Если верующая жена, живущая с неверующим мужем, не добродетельна, то обыкновенно происходит хула на Бога; если же она украшена добродетелью, то проповедь приобретает славу от нее и добрых дел ее … Если ты и не приобретешь никакой другой пользы, если и не привлечешь мужа к общению в правых догматах, то, по крайней мере, заградишь ему уста и не допустишь хулить христианство.

Когда жених сделал благоразумный выбор невесты, и невеста — выбор жениха, и испрошено Божие благословение, этим не все еще сделано для их счастья в брачной жизни. Они должны так вести себя, так построить свои отношения, чтобы быть достойными благословения Божия и самим не навлечь на себя  несчастья; чтобы брак — источник чистых радостей — не сделался для них источником безчисленных бедствий по их собственной вине.

«Брак есть пристанище, — говорит Златоустый, — но вместе и кораблекрушение — не сам по себе, а по расположению тех, кои худо пользуются им».

Потому что тот, соблюдает в нем законы, находит в доме и жене своей утешение и облегчение от всех неприятностей, встречаемых в других местах. А тот, кто неблагоразумно и случайно приступает к этому делу, имеет только неприятности и огорчения в своем доме.

Все  благополучие брака основывается  на взаимной  любви, на обоюдном  доверии и уважении и согласии  супругов. «Нет ничего драгоценнее  того, как быть любимым женою и любить ее. Когда муж и жена между собою согласны — это мудрый полагает в числе блаженств». Где есть это — там есть богатство и счастье; а, напротив, если этого нет, то ничто другое не помогает и все превращается в неприятности и расстройства.

Взаимная любовь супругов не должна зависеть от степени красоты каждого из них и не должна гаснуть в том случае, если кто-либо из них по каким-нибудь причинам сделается некрасивым и даже безобразным. Это в особенности Златоустый внушает мужьям, так как у некоторых из них любовь к их женам ослабевает в той степени, в какой исчезает красота жен, их прежде прельщавшая, или в какой они сами начинают замечать их телесные недостатки.

«Не отвращайся жены ради ее безобразия, — говорит мужу святитель Иоанн. — Что же делать с женою! Не хвали ее за красоту внешнюю; и похвала, и ненависть, и любовь такого рода свойственны душам нецеломудренным. Ищи красоты души; подражай Жениху Церкви».

Любовь мужа к жене должна быть постоянна и так тверда, чтобы могла устоять против всех несчастий, огорчений и искушений. Златоустый говорит мужу: «Заботься о своей жене, как Христос о Церкви. Хотя бы нужно было отдать за нее душу свою, хотя бы пришлось испытать многократные потери, претерпеть что-нибудь тяжкое, ты не должен отказываться, ибо, претерпев все это, ты еще не сделаешь ничего, подобного тому, что сделал Христос для Церкви».

Взаимная нужна супругов друг в друге лишь усиливает любовь и согласие между ними. «Бог разделил деятельность нашей жизни на занятия двоякого рода: общественные и домашние. Жене вверил управление домом, а мужьям предоставил все гражданские дела».

«Это дело премудрости Божией, что способнейший к важнейшим делам менее способен и полезен в делах не столь важных, дабы тем более была ощутительна нужда в жене. Если бы Бог соделал мужа способным к занятиям обоего рода, то женский пол легко бы мог придти в презрение. Опять, когда бы Он препоручил жене большую и нужнейшую часть, тогда бы жены сверх меря исполнились гордости».

Не будет ни согласия, ни любви между супругами, когда каждый из них станет требовать любви и преданности от другого, не стараясь сам исполнять свои обязанности. Это служит основой не мира и согласия, а раздора, так как в этом выказывается не любовь и снисходительность, а упрямство и надменность. Поэтому лучшее средство сохранить мир — это взаимное уважение к своим обязанностям, стремление неукоснительно их исполнять, и оба получат то, что заслужат.

«Если каждый из супругов будет стараться исполнять свои обязанности, то за сим скоро последуют и взаимные для них выгоды. Если, например, жена готова будет терпеть и раздражительного мужа, а муж не станет раздражать жену гневливую, то между ними водворится совершенная тишина и жизнь их будет подобна пристани, свободной от волн».

По взаимной любви друг к другу, ради общего благополучия, каждый из супругов должен быть снисходителен к недостаткам другого, должен запастись терпением на случай самых горьких неудовольствий, обид и взаимных огорчений.

Златоустый говорит: « А что делать, если муж будет кроток, жена же безпокойна, злоречива, болтлива, расточительна (это общий их всех недуг) и если она будет выказывать много других слабостей? Как ему, несчастному, вынести такую каждодневную неприятность, гордость, безстыдство?

Что  делать, если, напротив, она будет  скромна и тиха, а он дерзок, подозрителен, сердит, сильно будет  надмеваться то богатством, то властью, когда с нею будет обращаться, как с рабою, и не больше будет расположен к ней, как к служанке? Как вынести все это рабство, ибо тогда только ты будешь свободна, когда он умрет, а пока жив, необходимо с великим тщанием вразумлять его и делать лучшим или же, если это невозможно, мужественно переносить непрерывные нападения и непримиримую брань».

В  другом месте Златоустый, для прекращения всяких раздоров, советует мужу вооружаться снисходительною терпеливостью, а жене совершенною покорностью. «Иной скажет: «Жена вздорна, расточительна и обременена другими пороками». Переноси терпеливо все. Затем ты и занимаешь место главы, чтобы уметь врачевать тело. Сказано: «Мужие, любите своя жены, яко своя телеса». Этот закон дан и женам».

Когда  мужу достанется злая жена, его  обязанность — не раздражаться, а со смирением видеть в  этом несчастии десницу Господа,  карающую его за грехи. «Против  тебя поднимает войну жена, — говорит  Златоустый, — тебя входящего встречает она, как зверь, изощряет язык свой, как меч. Горестное обстоятельство, что помощница стала врагом! Но испытай самого себя. Желал ли ты сам чего-либо в молодости против женщины? И вот рана, нанесенная тобою женщине, врачуется женщиною, и язву чужой женщины, как хирург, выжигает собственная жена. А что худая жена есть наказание грешному, об этом свидетельствует Писание. Жена зла будет дана мужу грешному, и дана будет, как горькое противоядие, которое иссушает худые соки грешника».

Если, по учению св. Златоустого, худой характер жены — Божие наказание мужу, то очевидно, что муж должен выносить это наказание с совершенным терпением, и потому ничто не может извинить жестокости мужа  к жене. Это противно и учению о христианской терпеливости и снисходительности, и понятию о любви, какую муж всегда должен сохранять к жене.

 А  безчеловечное обращение с женами, какое нередко случается встречать у мужей, особенно из низших сословий, Златоустый решительно осуждает как нечто в высшей степени жестокое и варварское. Для исправления недостатков жены он советует прибегать к терпеливому вразумлению, а не к брани, и тем более — к побоям. «Мужу бить свою жену, — говорит он, — это крайнее безчестие не только для того, кого бьют, но и для того, кто бьет.

И  вам, жены, и вам, мужья, говорю: сохрани вас Бог от такого  греха, который бы доводил мужа  до необходимости бить жену. Всякому  известно даже из языческих  законов, которые жену, претерпевшую  от мужа побои, не обязывают  жить вместе с ним, как недостойным  ее сожительства. Такого мужа, если только можно назвать его мужем, а не зверем, я ставлю наравне с отцеубийцею.

А  безславие, происходящее отселе? Какое слово в состоянии даже выразить то, когда вопли и стенания жены разносятся по улицам, когда соседи и проходящие стекаются как бы к жилищу некоего зверя, внутри логовища пожирающего свою добычу, к дому того, кто производит такое безчестие? Лучше было бы, когда бы земля поглотила такого нечестивца; лучше, нежели опять ему показываться в обществе».

«Но  жена, — скажешь ты, — обнаруживает  дерзость». Пусть и так, но  ты не забывай, что она — жена, сосуд слабый, а ты — муж. Ты для того поставлен начальником и главою, дабы сносить слабость жены, которая должна повиноваться тебе. Посему поступай так, чтобы власть твоя была почтена; а она будет такою только тогда, когда ты не станешь безчестить подчиненную тебе. Как царь тем досточтимее бывает, чем почтеннее делает подчиненного ему начальника. Напротив, если безчестит и посрамляет величие его достоинства, то и его собственная слава немало от сего страдает. Так и ты немало повредишь чести своего начальства, если будешь безчестить жену, которой достоинство подчинено тебе».

Самое лучшее средство исправить дурной характер жены — это благоразумная со стороны мужа снисходительность и внимательное попечение об искоренении пороков ее. «Когда в доме случится неприятное от того, что жена твоя погрешает, тогда ты, — советует Златоустый мужу, — утешай ее, а не увеличивай печали. Хотя бы ты все потерял. Но нет ничего прискорбнее, как иметь в доме жену, которая живет с мужем без доброго к нему расположения.

На какой бы  проступок со стороны  жены ты ни указал, ты ничего не  можешь представить  такого, что бы  более причиняло  скорби, чем раздор  с женою.

Посему-то любовь к ней должна для тебя быть драгоценнее всего. Если каждый из нас должен носить тяготы друг друга, то тем более муж обязан поступать так по отношению к своей жене. Хотя бы она была бедна, не унижай ее за то; хотя бы она была глупа, не нападай на нее, но лучше исправляй ее; она — часть тебя, и ты составляешь с нею одно тело.

«Но  она сварлива, пьяница, склонна  ко гневу!» Если так, то надобно скорбеть о сем, а не гневаться; молить Бога, чтобы Он исправил ее; надобно увещевать ее, уговаривать и употреблять все меры к тому, чтобы истребить в ней эти пороки. Если же ты станешь бить и угнетать жену, то болезнь сим не излечится, потому что жестокость усмиряется кротостью, а не другою жестокостью. Вместе с сим помышляй еще о том, что за кроткое обхождение твое с женою тебя ожидает награда от Бога.

Говорят,  что некто из языческих философов  имел жену сварливую, злую и  дерзкую. Когда его спросили, для  чего он имея такую жену, терпит ее, — мудрец ответил, что в ней он имеет в своем доме как бы школу и училище любомудрия. «Я буду, — говорит он, — терпеливее других, если ежедневно стану учиться в сем училище». Вас удивляет это? Но остается тяжко вздыхать, когда видим, что язычники поступают мудрее нас, которым заповедано подражать ангелам, или лучше — самому Богу, в рассуждении и кротости.

Говорят, что философ  потому сам и не изгонял  злой жены, что она имела дурной  характер, а некоторые утверждают, что он даже и взял ее  по причине такого характера.  Если ошибешься в выборе невесты и введешь в дом жену недобрую, несносную — в таком случае, по крайней мере, подражай языческому философу, и всячески исправляй свою жену, а худого ничего ей не делай. А когда станешь переносить супружеское иго в согласии с нею, то через это приобретешь по своему желанию и другие выгоды и в духовных делах весьма легко успеешь».

Вообще, по учению Златоустого, любовь мужа к жене должна быть чувством разумным. Основанная на душевных качествах жены, она должна иметь в виду ее нравственное исправление и совершенствование.

Поэтому  муж виновен и перед самим  собой, и перед женою своей,  и пред судом Божиим, если он  остается равнодушным к слабостям  и недостаткам жены и не  обращает на них никакого внимания.

Но, с другой стороны, он не должен и раздражаться, и с жестокостью преследовать за них жену. Кроткое, соединенное с разумной снисходительностью и любовью, обращение мужа с женой — наиболее надежное средство к ее исправлению.

«Хотя бы и много погрешила против тебя жена, — говорит Златоустый,  — все ей прости. Если ты взял злонравную — научи ее доброте и кротости; если в жене есть порок — изгоняй его, а не ее. Если после многих опытов узнаешь, что жена твоя неисправима и упорно держится своих обычаев, — и тогда не изгоняй ее, ибо она — часть твоего тела, как сказано: будете два в плоть едину.

Пусть  пороки жены останутся неисцеленными, тебе и за то уже уготована великая награда, что ты учишь и вразумляешь ее… и ради страха Божия переносишь столько неприятностей и терпишь недобрую жену, как свой член».

Говоря  об обязанности мужа вразумлять  жену, Златоустый предлагает способ вразумления. «Жена твоя, — говорит он, — любит искусственные украшения, пышные наряды, многоречива, своенравна. Хотя нельзя думать, чтобы все сии пороки совокупились в одной какой-либо женщине, но мы вообразим себе такую женщину, и пусть муж всячески старается исправить ее. Как же он ее исправит? Он достигнет сего, если не вдруг все станет запрещать ей, но начнет с легчайшего, к чему она не слишком привязана. Если же, побуждаемый нетерпеливостью, ты вдруг захочешь исправить все, то нимало не успеешь.

Итак, не отнимай у нее вначале  драгоценных уборов, но позволь  ей некоторое время пользоваться  и украшаться ими. Впрочем,  употребляй не страх и угрозы, а убеждения и ласки. Говори, что за это осуждают ее другие, и произноси свой суд и мнение, и чаще напоминай ей, что тебе не только не нравится такое украшение, а напротив, очень неприятно. Уверяй ее, что это весьма много огорчает тебя; что и самые благообразные женщины теряли от того красоту свою.

Вразумляй  ее таким образом, чтобы истребить  ее страсть, но ничего не  говори ей ни о геенне, ни о царстве (ибо напрасно будешь говорить о сем), но уверь, что она тебе более нравится в таком виде, в каком Бог сотворил ее.

И  если много раз ты будешь  говорить ей она не послушает  тебя  — и тогда не переставай  повторять слов своих, впрочем,  не со враждою, а с любовию, и иногда показывай как бы недовольный вид, а иногда ласкай ее и угождай ей.

Будем  переносить все слабости жен,  дабы исправить в них то, что  хотим. Когда ты исправишь один  порок, то и другие легко  будет тебе исправлять. Таким  образом, мало-помалу вразумляя  свою жену, ты уподобишься искусному,  верному рабу и терпеливому  земледельцу».

Чтобы утвердить и навсегда сохранить нравственное влияние на жену, муж должен начать образование ее с первого дня супружества и продолжать его при всяком удобном случае. Во всех обстоятельствах жизни должен внимательно наблюдать за ее поведением, указывать ее обязанности и, через исполнение их, — путь к нравственному совершенствованию.

Златоустый, вместе с общими наставлениями, представляет и образец поучений такого рода. Советуя мужу удалить из празднования брака все, что может оскорбить целомудрие девы, продолжает: «Удалив все сие, ты правильно сделаешь, если на долгое время соблюдешь стыдливость ее и не нарушишь ее скоро. Ибо хотя и нецеломудренна была отроковица, она станет молчать долгое время, побуждаемая к мужу и новизной тех предметов, с которыми она еще не свыклась.

Какое  время более удобно к наставлению  жены, как не то, когда она еще  уважает мужа, еще боится его,  еще удерживается стыдливостью? Тогда изложи ей законы, и она будет повиноваться и по воле, и по неволе. Говори прежде о том, что касается любви; ибо при убеждении ничто столько не содействует к принятию наставлений, как уверенность, что их предлагают с любовью и благосклонностью.

Как же ты покажешь ей свою любовь? Если скажешь: «Имея возможность, я не избрал их, а полюбил твой образ жизни, твою честность, скромность, целомудрие». Потом от этого переходи к мудрым словам, говори о презрении богатств, но как бы мимоходом и вскользь. Ибо если всю свою речь направишь к порицанию богатств, то покажешься тяжелым и скучным. Но когда найдешь к этому повод в том, что ее касается, это будет ей нравиться.

Итак, скажи: «Когда можно бы было мне жениться на богатой, я не решился. Почему? Не безрассудно и не необдуманно, но, хорошо узнав, что обладание богатством ничего не значит и что его надобно презирать, я, оставив его, склонился к добродетели твоей души, которую ценю дороже всякого золота. Ибо дева мудрая, благонравная и ревнующая о благочестии, дороже всего мира. Потому я и склонился, и полюбил тебя, и ношу тебя в моей душе.

Настоящая жизнь  ничего не значит, потому молю и  все сделаю для  того, чтобы нам  достойно пройти  земное житие,  дабы могли мы  остаться неразлучными  и в будущей  жизни. Настоящая  жизнь кратка, изменчива,  непостоянна. Если, угодив Богу, удостоимся перейти в ту жизнь, то всегда будем в радости, вместе со Христом, неразлучно.

Любовь твою я  предпочитаю всему.  Нет ничего для  меня столь неприятного,  как разномыслие  с тобою. Хотя  бы мне надлежало  потерять все,  быть беднее всех, подвергнуться тяжким  бедствиям и потерпеть  что-либо, я все  перенесу и претерплю,  только бы ты  любила меня. И  дети мне будут  приятны, когда  они будут залогом  твоей любви. Но  и ты должна  поступать так  же».

Потом присоедини слова Апостола, что «Богу угодно, дабы между нами была любовь. Послушай Писания: «Сего ради оставит человек отца своего и матерь; и прилепится к жене своей». Да не будет между нами никакого повода к распре; это для меня лучше богатств, толпы слуг и внешних почестей».

 Не лучше ли золота, не лучше ли сокровищ будут слова сии для жены! Не бойся, что она возгордится, будучи любимою, а смело уверяй ее в любви, и она еще более полюбит тебя. Если сделает что доброе, похвали ее, подивись ей; если же выйдет что нехорошее, что случается с молодыми женщинами, посоветуй ей, убеди ее. Порицай деньги и большие издержки. Научай ее украшаться тем украшением, которое рождается от благонравия, скромности и честности. Постоянно учи тому, что нужно.

 Молитвы  ваши не будут общими; пусть  каждый идет в церковь, а  из того, что там читается и  говорится, пусть муж спрашивает  дома у жены, а жена у мужа.

Если  угнетает бедность, укажи на святых  мужей Павла и Петра, которые  были в большем уважении, чем  цари и богачи. Покажи, как они вели жизнь в гладе и жажде. Научай ее, что в этой жизни страшно только одно — оскорбить Бога.

Если хочешь сделать обед или пиршество, не зови того, кто известен благочестием, а того, кто мог бы благословить дом ваш и своим входом низвести на него благословение Божие.

Искореняй  из ее мысли слова «мое, твое». Если скажет она: «Это мое», скажи ей: «Что такое твое? Я не знаю этого, я не имею ничего собственного. Как же ты говоришь «мое», когда все «твое!» Эти слова не ласкательства, а великой мудрости.

Таким  образом ты можешь утишить гнев ее, удалить из души ее огорчения. Не безрассудно говори с нею, но с ласкою, с уважением, с любовью. Почитай ее, и она не будет иметь нужды в почете других. Она не будет иметь нужды и в славе от других, если будет пользоваться уважением от тебя. Учи ее страху Божию, и все потечет, как из источника, и дом ваш будет изобиловать благами».

С благодарностью к источнику : журнал «Спасите наши души»


Вам также может понравиться ...

1 комментарий

  1. Gen:

    Вот это мудрость.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *