Обучение

Память

Способность к непрерывному обучению — одна из самых основных компетенций эффективного руководителя.

Забывание — сложный и неравномерный процесс. В 1885 году немецкий ученый Эббингауз получил кривую забывания, на которой видно, какую часть прочитанного человек помнит через разные промежутки времени. В первые часы объем усвоенной информации быстро падает и через 10 часов составляет всего 35% от изученного. Именно по этой причине повторяйте сложные моменты утром перед экзаменом и смело идите сдавать в числе последних.

Зависимость объема памяти (в %) от времени (в днях). Через месяц в голове остается всего 21% от изученного.

Поскольку 2/3 информации забываются уже в первые 10 часов, наиболее полезно повторять основные моменты сразу после прочтения. Великий педагог Ушинский писал, что здание надо укреплять, когда оно еще стоит стоит, а не пытаться чинить его, когда оно уже в развалинах.

Эббингауз установил, что:

  • Основное «забывание» происходит в период, следующий непосредственно за заучиванием — в этот период теряется наибольший объем материала,
  • Осмысленный материал запоминается в 9 раз быстрее (Эббингауз выучивал текст “Дон-Жуана” Байрона и равный по объему список бессмысленных слогов),
  • С увеличением повторений скорость заучивания уменьшается. Это значит, что 20 повторений за день не будут намного эффективнее, чем 15,
  • Заучивание в целом эффективнее заучивания по частям. То есть эффективнее учить стихотворение в целом, чем по отдельным частям,
  • «Эффект края» — явление, которое состояло в том, что элементы, находившиеся в начале и конце, запоминались быстрее, чем элементы, находившиеся в середине;
  • Если испытуемый знает, что выученный материал ему пригодится, он запоминает его лучше.

Эти закономерности были дополнены: профессионал, получив новую информацию по своей предметной области, встраивает ее в уже сформированный в его сознании контекст и запоминает гораздо лучше, чем посторонний человек.

Повторение — мать учения

На основе кривой забывания Эббингауза была разработана методика повторения под условным названием “Запомнить надолго”. В идеале по такой методике нужно учить все серьезные и объемные предметы. Ничего сложного здесь нет. Методика предусматривает 5 повторений через определенные интервалы.

Режим «запомнить надолго»

Итак, вы прочитали тему по учебнику. Если хотите быть эффективным в изучении, делайте следующее:

Первое повторение — сразу по окончании чтения. Обычно это ответы по экзаменационным или контрольным вопросам к изучаемой теме.
Второе повторение — через 20 минут после первого повторения.
Третье повторение — через 24 часа после второго.
Четвертое повторение — через день (то есть через 48 часов после третьего).
Пятое повторение — через два дня (через 72 часа после четвертого).

Желаем Вам успехов!


Вам также может понравиться ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *