Оскорбления от других должно переносить равнодушно

Прп. Серафим Саровский. Духовные наставления инокам и мирянам.

Всеми мерами надобно стараться, чтоб сохранить мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других; для сего нужно всячески стараться удерживать гнев и посредством внимания ум и сердце соблюдать от непристойных движений. И потому оскорбления от других должно переносить равнодушно и приобучаться к такому расположению, как бы их оскорбления нас не касались.

Таковое упражнение может доставить человеческому сердцу тишину и соделать оное обителью для Самого Бога.

Образ такового незлобия мы видим в житии святителя Григория Чудотворца, от которого некая блудница всенародно требовала мзды за якобы содеянный с нею грех; а он, нимало не разгневавшись на нее, кротко сказал некоему своему другу: «Даждь скоро ей цену, колико требует». Женщина, как только приняла неправедную мзду, подверглась нападению беса. Святитель же изгнал из нее беса молитвой.

Ежели же невозможно не возмутиться, то по крайней мере надобно стараться удерживать язык, по Псаломнику: «Смятохся и не глаголах» (Пс.76:5).

В сем случае можем в образец себе взять святого Спиридона Тримифунтского и преподобного Ефрема Сирина. Первый так перенес оскорбление: когда по требованию царя греческого входил он во дворец, то некто из слуг, в палате царской бывших, сочтя его за нищего, смеялся над ним, не пускал его в палату, а потом ударил в ланиту. Святой Спиридон, будучи незлобив, по слову Господню обратил ему и другую (см. Мф.5:39).

Преподобный Ефрем, постясь в пустыне, лишен был учеником пищи таким образом: ученик, неся ему пищу, сокрушил на пути, нехотя, сосуд. Преподобный, увидев печального ученика, сказал ему: «Не скорби, брат, аще бо не восхоте прийти к нам пища, то мы пойдем к ней» и пошел, сел при сокрушенном сосуде и, собирая снедь, вкушал ее. Так он был безгневен.

А каким образом побеждать гнев, сие можно видеть из жития Паисия Великого, который просил Господа Иисуса Христа, явившегося ему, дабы Он освободил его от гнева. И Спаситель сказал ему: «Аще гнев и ярость купно победити хощеши, ничесоже возжелай, ни возненавиди кого, ни уничижи».

Дабы сохранить мир душевный, должно отгонять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный, по слову Сираха: «Многих бо печаль уби, и несть пользы в ней» (Сир.30:25).

Когда человек имеет большой недостаток в потребных для тела вещах, то трудно победить уныние. Но сие, конечно, к слабым душам относить должно.

Для сохранения мира душевного также всячески должно избегать осуждения других. Неосуждением и молчанием сохраняется мир душевный. Когда в таком устроении бывает человек, то получает Божественные откровения.

Чтобы избавиться от осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать худых вестей и быть ко всему мертву.

К сохранению душевного мира надобно чаще входить в себя и спрашивать: «Где я?» При сем должно наблюдать, чтобы телесные чувства, особенно зрение, служили для внутреннего человека и не развлекали душу чувственными предметами, ибо благодатные дарования получают токмо те, которые имеют внутреннее делание и бдят о душах своих.

Преподобный Серафим Саровский. О сохранении мира душевного

Всеми мерами надобно стараться сохранить мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других; для сего нужно всячески стараться удерживать гнев и посредством внимания ум и сердце соблюдать от непристойных движений.

И потому оскорбления от других переносить должно равнодушно и добиваться такого расположения духа, будто их оскорбления не нас, а других касаются.

Такое упражнение может даровать человеческому сердцу тишину и соделать оное обителью для Самого Бога.

Образец безгневия являет собой Григорий чудотворец, с которого в публичном месте некая женщина блудница просила мзды как бы за содеянный с нею грех, а он, на нее нимало не разгневавшись, кротко сказал своему другу: «Даждь скоро ей цену, колико требует». Едва приняв неправедную мзду, женщина подверглась нападению беса; святой же отогнал от нее беса молитвой (Четьи-Минеи. 17 ноября).

Если же невозможно не возмутиться, то по крайней мере надобно стараться удерживать язык, по Псаломнику: смятохся и не глаголах (Пс. 76, 5).

В таком случае можем за образец себе взять святителя Спиридона Тримифунтского и преподобного Ефрема Сирина. Первый так перенес оскорбление: когда по требованию царя греческого входил он во дворец, то некто из слуг, бывших в царской палате, сочтя его за нищего, рассмеялся над ним, не пускал в палату, а потом ударил и в ланиту. Святой Спиридон, будучи незлобив, по слову Господню (см.: Мф. 5, 39), обратил к нему и другую (Четьи-Минеи. 12 декабря). Преподобный Ефрем, постясь в пустыне, лишен был пищи таким образом: ученик, неся ему пищу, случайно сокрушил сосуд. Преподобный, увидев печального ученика, сказал ему: «Не скорби, брате, аще бо не восхоте прийти к нам пища, то мы пойдем к ней». Затем сел при сокрушенном сосуде и, собирая снедь, вкушал ее, так был он безгневен (Четьи-Минеи. 28 января).

А каким образом побеждать гнев, можно видеть на примере жития великого Паисия, который явившегося ему Господа Иисуса Христа просил освободить от гнева; и рече ему Христос: «Аще гнев и ярость купно победити хощеши, ничесоже возжелай, ни возненавиди кого, ни уничижи» (Четьи-Минеи. 19 июня).

Дабы сохранить мир душевный, должна отдалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный, по слову Сираха: Печаль бо многих уби и нестъ пользы в ней (Сир. 30, 25).

Когда человек имеет большой недостаток в потребных для тела вещах, то трудно победить уныние. Но сие, конечно, к слабым душам относить должно.

Для сохранения мира душевного также должно всячески избегать осуждения других. Неосуждением и молчанием сохраняется мир душевный: именно в таком устроении человек получает Божественные откровения.

Чтоб избавиться осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей и быть ко всему как бы мертвым.

Для сохранения душевного мира надобно чаще входить в себя и спрашивать: «Где я?»

При сем должно наблюдать, чтобы телесные чувства, особенно зрение, служили для внутреннего человека и не развлекали душу чувственными предметами, ибо благодатные дарования получают только те, кои имеют внутреннее делание и бдят о душах своих.

С благодарностью  к источнику: «Соборяне. ру»


Вам также может понравиться ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *